Тамара Каличкина,
кандидат филологических наук,
преподаватель кафедры профессиональных компетенций
ГАОУ ДПО «Корпоративный университет»,
Москва, Россия
kalichkinati@corp-univer.ru
Аннотация. Статья содержит обзор учебных пособий, методов и подходов к изучению и постановке звуков в иностранной аудитории.
Ключевые слова: РКИ, фонетика, русский язык, методика, постановка звуков.
Фонетика является неотъемлемой частью общего курса русского языка как иностранного. Формирование фонетических навыков предусматривает три вида курсов. Важно отметить, что последовательность изучения фонетического материала в учебниках включает последовательное введение гласных и согласных звуков, изучение предударных и заударных слогов.
В статье проведён краткий обзор учебных пособий, на наш взгляд наиболее эффективных в иностранной аудитории. Учебник О.Э. Чубаровой «Здравствуй, Россия!» представляет собой полный учебный комплекс, включающий в себя рабочую тетрадь, аудио и видео материалы. Он предназначен для обучения групп с нулевым уровнем знания русского языка, первая часть учебника посвящена постановке звуков. Книга Е.А. Брызгуновой «Звуки и интонация русской речи» – это лингафонный курс, цель которого обучить иностранцев русскому произношению, развить понимание речи на слух и активизировать область речи, где проявляется взаимодействие синтаксиса и интонации. Учебник И.Л. Муханова «Интонация в практике русской диалогической речи» рассматривает различные типы интонационных конструкций (ИК) и предлагает систему упражнений для расширения диапазона их использования. Пособие И.С. Милованова «Фонетические игры и упражнения. РКИ» содержит игровые методики и непрямые методы обучения, что позволяет на занятиях по фонетике вовлечь в работу каждого ученика. Мы рекомендуем использовать данное учебное пособие в сочетании с учебником «Здравствуй, Россия». «Пособие по русскому ударению» М.Н. Шутовой адресовано иностранным учащимся, владеющим русским языком на уровне В2-С1, в пособии предпринята попытка систематизации языкового материала по ударению, согласно замыслам автора, представленная в пособии схема поможет иностранцу определить место ударения в слове и предотвратит орфоэпические ошибки при изучении русского языка как иностранного.
Позволим себе из многочисленных пособий, разработанных для преподавателей РКИ выделить три, наиболее актуальных для начинающих преподавателей, содержащие лингвистические основы методики работы над звуковой стороной русской речи в иноязычной аудитории: Н.А. Любимова «Обучение русскому произношению: Артикуляция. Постановка и коррекция русских звуков»; Н.Б. Битехтина, В.Н. Климова «Русский язык как иностранный: фонетика РКИ»; А.А. Акишина, С.А. Барановская «Русская фонетика на фоне общей» все вышеперечисленные пособия содержат описание звукового строя русского языка, методические рекомендации и упражнения на постановку, закрепление, коррекцию звуков, центральное место в учебных пособиях занимает описание артикуляции русских звуков, а также вопросы и задания, нацеленные на расширение возможностей артикуляционного аппарата.
Помимо представленных выше печатных учебных пособий в настоящее время существуют онлайн-ресурсы, предназначенные для комплексного обучения русскому языку и разработанные методистами и практикующими преподавателями. Особенно интересны на наш взгляд онлайн-портал «Образование на русском» и сайт «Русский язык для наших детей», разработанные преподавателями Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина. В разделе «Учить русскому теперь легко» на портале «Образование на русском» содержатся современные методики преподавания РКИ, сайт «Русский язык для наших детей» содержит широкий спектр образовательных интерактивных материалов для индивидуальных и коллективных занятий русским языком детей в возрасте от 5 до 15 лет. Начинающим преподавателям рекомендуем сайт Ирины Багинской «О русском по-русски». Сайт содержит видео, ориентированные на иностранного обучающегося и содержат объяснения русской грамматики, лексики, фонетики.
Литература:
- Акишина, А.А., Барановская, С.А. Русская фонетика на фоне общей. / Акишина, А. А., Барановская, С.А. – М.: Книжный дом Либроком. – 2011. –104 c.
- Битехтина Н.Б., Климова В.Н. Русский язык как иностранный: фонетика РКИ / Битехтина Н.Б., Климова В.Н. – М.: Русский язык. Курсы. – 2011. – 128 с.
- Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи / Брызгунова Е.А. – М.: Русский язык. – 1981. – 279 с.
- Любимова Н.А. Обучение русскому произношению: Артикуляция. Постановка и коррекция русских звуков / Любимова Н.А. – М.: Русский язык. – 1982. – 192 с.
- Милованова И.С. Фонетические игры и упражнения. РКИ / Милованова И.С. – М.: Флинта. – 2000. – 160 с.
- Муханова И.Л. Интонация в практике русской диалогической речи / Муханова И.Л. – М.: Русский язык. Курсы. – 2006. –176 с.
- Шутова М.Н. Пособие по русскому ударению / Шутова М.Н. – М.: Русский язык. Курсы. – 2013. – 119 с.
- Чубарова О.Э., Столетова Е.К., Капитанова Ю.С. Здравствуй, Россия! / Чубарова О.Э., Столетова Е.К., Капитанова Ю.С. – М.: Русский язык. Курсы. – 2023. – 376 с.
Электронные ресурсы:
- Портал «Образование на русском» [эл.ресурс]: https://pushkininstitute.ru/ (дата обращения: 15.11.2023)
- Сайт «Русский язык для наших детей» [эл.ресурс]: https://rus4chld.pushkininstitute.ru/#/ (дата обращения: 15.11.2023)
- Сайт «О русском по-русски» [эл.ресурс]: https://www.orusskomporusski.com/ (дата обращения: 15.11.2023)