Гаркавенко Наталья Александровна — учитель начальных классов
Школы № 2120 города Москвы
«Настоящий учитель должен, с одной стороны, быть строгим и требовательным,
а с другой – добрым, чутким и заботливым…
И обязательно – сам любить жизнь».
Шота Амонашвили
Чем ближе завершение августа, тем меньше и меньше времени остаётся до начала нового учебного года. Первого сентября откроют свои двери школы, встретят ребятню классы, и начнётся очередной новый этап в жизни всех участников образовательного процесса.
В настоящее время почему-то стало модно критиковать современное образование, учителей, родителей и учащихся. Складывается ощущение, что школа для всех участников образовательного процесса стала вдруг не так важна, актуальна и привлекательна. Но если посмотреть на процесс обучения с точки зрения каждой из сторон, то окажется, что школьная жизнь – это то, о чём думают и вспоминают с теплотой, надеждой и пониманием нужности и важности этого жизненного этапа.
Для всех начало учебного года воспринимается по-своему. Бабушки и дедушки, желая стать непосредственными участниками жизни своих любимых внуков, быть нужными и незаменимыми, ждут, когда нужно будет сопровождать их в школу, на занятия по дополнительному образованию, встречать из школы и с воодушевлением помогать им в преодолении трудностей, связанных с освоением знаний, формированием умений и навыков, выполнением домашних заданий. Ведь у них огромный жизненный опыт, а также — знания, полученные в «старой школе».
Для родителей наступит пора, когда они будут точно знать, где находится их ребёнок, чем он занят, будут уверены, что он обеспечен питанием, и, самое главное, что он получает и образовательное, и духовное, и информационное «питание». Загруженность современных родителей очень сильно сокращает время их общения с детьми. Но родители моих учеников всегда поддерживают в них уважение к школе, обеспечивают единство внутренних и внешних стимулов учения, так как школа по-прежнему остаётся главным источником получения знаний для их детей.
Ждут начала учебного года и ученики. Для них новый учебный год – это встреча с одноклассниками, школьными друзьями и, конечно, с педагогами, с уже полюбившимися или новыми учебными предметами. Они ждут получения новых знаний. Как ни странно, но современные ребята выигрышно отличаются от поколения тех, кто жил без смартфонов и Интернета. Они ежедневно получают огромное количество информации не только в школе, но и в безграничных просторах сети. Они могут хранить этот огромный поток, выбирать важное и нужное, использовать и применять в жизни, делать всё это с космической скоростью. Конечно, в этом потоке много лишнего, опасного, непонятного, но школа с каждым годом всё больше уделяет времени тому, чтобы научить ребят кибербезопасности и использовать полученное в нужных целях.
Для учителей начало учебного года – это возможность продолжить реализовывать свои профессиональные навыки, умения, а также воспитывать своих учеников самостоятельными, творческими, целеустремлёнными людьми.
Я работаю учителем, но давно заметила, что каждый год жду не первое сентября, когда красиво и празднично, шумно и суетливо вокруг. Я жду второе сентября, когда в школьных коридорах зазвенит звонок, и в классах начнёт твориться магия. Для меня второе сентября – это гарантия того, что всё то, что я люблю в своей работе, всё то, от чего замирает, а потом быстро бьётся сердце, начнётся вновь. Каждый год мысленно задаю себе вопросы: «Не надоела ли мне моя работа? Правильным ли был мой выбор при определении профессии всей моей жизни? Не наступило ли профессиональное выгорание?» Ответы всегда одинаковые: «Я люблю свою работу! Моя профессия замечательная, от неё невозможно устать, выгореть. Почему? Потому что я люблю детей». Это самый простой ответ, который приходит первым на ум. Моя работа никогда не бывает однообразной и монотонной, и я всегда вижу результат. Бывает неожиданно и интересно видеть открытые и удивлённые глаза учеников при объяснении новых тем, если им всё сразу стало понятно, тогда кажешься себе немного волшебником. Но если один или несколько человек воспринимают новое как что-то страшно сложное и непонятное, то мы с ними разбираемся ещё и ещё, приводим примеры, потом они делают самостоятельные попытки, пока я тихонько сижу рядом. И вот, наконец, такие искренние эмоции: «Я понял! Я сама! Дайте, пожалуйста, ещё!» Это так воодушевляет, завораживает. Их желание узнать, понять новое просто покоряет сердце.
Всегда весело смотреть, как ребята 2, 3 или 4 класса сначала снисходительно смотрят на первоклассников. Конечно, старшие хотят показать свои знания, свой опыт школьной жизни, забывая о том, что они были такими же совсем недавно. Малышей это совершенно не пугает, они очень уверенно показывают «старшим», что скоро они тоже всё это и даже больше будут знать. В итоге, с умелой подачи учителя, ребята разных классов становятся добрее, милосерднее, стараются понять позицию друг друга, помочь в сложных школьных моментах. Это всё работа учителя!
А ещё работа учителя – прервать объяснение на уроке и замереть со всем классом, когда за окном на ветку неожиданно села стайка красивых снегирей. Они заглядывают в окно, щебечут, и поэтому нужна тишина, нужно всем не двигаться, чтобы их рассмотреть и послушать. А потом мы их нарисуем или слепим и… подарим мне, учителю. От этого опять становится так тепло на душе.
А ещё работа учителя – грустить вместе с учеником, вытирать его слезы, когда случилось что-то печальное с его кошкой, собакой, птичкой, хомячком… Важно обязательно найти подходящие только для него, такие необходимые и нужные слова сочувствия, поддержки, выслушать, как невозможно пережить утрату такого замечательного друга. В таких ситуациях очень помогают фотографии моих домашних питомцев, рассказы о работе моей дочери в ветеринарной клинике, истории о пациентах клиники. Важно помочь пережить такие потери и не дать укрепиться мысли, что заводить домашних животных не нужно, чтобы потом не переживать горечь утраты. Но есть и «обратная сторона медали» в таких вопросах. Мне нужно иногда понять и поверить, что ни в коем случае нельзя поставить «тройку» ученику за контрольную работу, так как папа или мама обещали ему купить собаку, если итоговые оценки будут без «троек». Но для меня это не значит, что нужно поставить «четыре» просто так, понятно, что надо указать на слабые места, дать дополнительное время на освоение материала. И результат не заставит себя ждать! Контрольная решена замечательно, а на каникулах летят на мой телефон фотографии улыбающихся ученика и собаки, да ещё и с подробным описанием выбора имени, корма, поводка и т.д. Это просто чудесно, это — моя работа и моя жизнь.
Моя работа – обсуждать рецепт манника или запеканки, а потом пробовать их, приготовленных ребёнком абсолютно самостоятельно. Так же моя работа – обсуждать с ребятами выбор профессий и слушать их объяснения о причинах выбора. Ещё – участвовать в обсуждении модной одежды, музыки, фильмов, которые нравятся или не нравятся. Ребята искренне интересуются моим мнением.
На одном дыхании пролетают уроки, когда мы смотрим созданные ребятами трейлеры по прочитанным книгам! Мы называем эти представления книг трейлерами, потому что это всем нравится, и нужно, как в трейлере, сначала завлечь историей, а потом остановиться на самом интересном, чтобы захотелось обязательно прочитать эту книгу. Сколько раз наблюдала, как ребята занимают очереди на книги, которые были представлены. Это просто замечательно!
Можно бесконечно долго рассказывать о том, что такое для меня работа учителя и классного руководителя. Но, думаю, я уже смогла объяснить, почему каждый год я снова и снова жду 2 сентября.