Часть 4. Требования работодателей к самым востребованным специалистам.
С 2019 года реализуется распоряжение Правительства Российской Федерации № 3273—р*. Для совершенствования условий кадрового обеспечения московских школ и развития системы научно-методического сопровождения педагогов в Москве Центр непрерывного повышения профессионального мастерства (ЦНППМ) Корпоративного университета московского образования предлагает серию статей о состоянии рынка труда в отрасли и особенностях запроса работодателей – московских школ.
Цикл состоит из 4 статей:
Часть 1. Анализ рынка труда московского образования. Данные
Часть 2. Где ищут работников для московских школ
Часть 3. Востребованные специалисты и условия труда
Часть 4. Требования работодателей к самым востребованным специалистам
Введение
В третьей части анализа рынка труда представлена потребность работодателей в педагогических сотрудниках. В частности, наиболее востребованы в столице учителя русского языка, начальной школы, математики, физики и информатики. В этой части анализа рассмотрим требования, которые предъявляются к соискателям по этим вакансиям.
Существуют формальные требования к педагогическим работникам. Подробнее с ними можно ознакомиться в регулирующих документах: 3 ч. 46 ст. ФЗ-№ 273 «Об образовании в Российской Федерации», профессиональный стандарт, Приказ Минпросвещения РФ N 196 от 24 марта 2023 г. «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Эти документы описывают, каким образованием и квалификацией должен обладать учитель. Без соблюдения условий, приведённых в нормативно-правовых документах, на работу соискателя принять нельзя. Однако, как будет видно дальше, под описание «учитель/педагог» в частном секторе часто попадают и иные типы сотрудников как педагогические, так и иные.
При анализе описаний вакансии и требуемого функционала выявлено, что работодатели негосударственного сектора часто предлагают «не школьный» набор задач и обязанностей, а также имеют разные представления о требуемой компетентности соискателя. Государственные школы, наоборот, имеют практически одинаковое представление о хорошем школьном учителе и различия в характеристиках кандидатов определяются, вероятно, при личной встрече и собеседовании.
Ещё одно важное отличие источников данных о поиске кадров наблюдается в более подробном описании вакансий на hh.ru, где описываются как требования к кандидату, так и обязанности работника, а в телеграм-чатах размещена информация о соискателях. Также в профильных телеграм-чатах, как правило, описания существенно короче – как раз потому, что требования и обязанности не сильно различаются. Поэтому в материале будут рассматриваться отдельно вакансии с hh.ru и отдельно из профильных телеграм-чатов.
Требования к учителям русского языка
Описания с hh.ru
В требованиях к кандидату первым встречается – высшее педагогическое образование, далее — наличие профильного опыта. Крайне частым запросом является именно наличие опыта преподавания либо в школе, либо опыт репетиторства, отдельно отмечают важность наличия опыта подготовки и планирования подготовки к ЕГЭ или ОГЭ. Также работодатели предъявляют требования к планированию подготовки к экзаменам и уроков. В 14% вакансий есть требование к наличию сертификата прохождения диагностики МЦКО. Менее частым, но встречающимся требованием является терпеливость и любовь к детям.
Рабочие обязанности описываются работодателем широко. В основном, это подготовка и проведение уроков. Цели, в основном массиве данных, две — сопровождение школьной программы и помощь с её освоением, подготовка к экзаменам. Часто в описаниях приводят указания об условиях работы на онлайн-платформе работодателя или на дому ученика. Государственные школы иногда указывают педагогическую нагрузку в часах и обязательностью проведения занятий в соответствии с ФГОС.
Частота слов в описании требований к кандидату
Частота слов в описании обязанностей работника
Описания из телеграм-каналов
Вакансии
Большая часть вакансий направлена на поиск учителя для двух предметов – русского языка и литературы. Требования заключаются в наличии сертификата МЦКО (не ниже высокого уровня), в уровне образования (наличии высшего профильного или педагогического образования), в наличии опыта подготовки к экзаменам/олимпиадам, и редко — о наличии квалификационной категории (первой или высшей).
Иногда вакансии сопровождаются указанием параллелей или ступеней образования, информацией о вхождении школы в рейтинг («рейтинговая школа»), сведениями о причине, по которой ищут новых педагогов («в связи с увеличением контингента»).
Резюме
Соискатели часто указывают готовность работать по направлениям русский язык и литература, пишут о своём стаже работы и о наличии опыта работы классным руководителем, опыте подготовки к экзаменам и олимпиадам, перечисляют результаты диагностик МЦКО, после пандемии также начали указывать наличие сертификата о вакцинации и медкнижки.
Частота слов в описании из профильных телеграм-чатов
Требования к учителям начальной школы
Описания с hh.ru
Главные требования к учителям начальных классов – наличие педагогического образования и опыта работы. Помимо высшего образования ищут также работников со средним профессиональным образованием (4%). В вакансиях для учителей начальной школы чаще ( 9%) требуют наличие квалификационной категории (первой или высшей). Соискатель должен «уметь» работать с детьми, быть уверенным пользователем ПК и выстраивать работу по ФГОС.
Всё описание обязанностей сводится к форматам, в которых придётся работать: онлайн/очно, индивидуально/в классе, какой-то конкретный предмет или все. В некоторых случаях дополнительно указывают обязанность заполнять электронный дневник, вести документацию и писать программы.
Частота слов в описании требований к кандидату
Частота слов в описании обязанностей работника
Описания из телеграм-каналов
Вакансии
В подавляющем большинстве случаев учителей начальной школы ищут только в сообщениях с перечислением большого количества открываемых вакансий. Соответственно с классическим набором требований.
Резюме
В резюме соискатели указывают опыт (часто это бывают недавние выпускники или завершающие обучение студенты), указывают место обучения, наличие сертификата или подготовку к диагностике МЦКО. Также указываются приоритетные районы или даже станции метро, а также неготовность работать в удалении от места жительства. В целом, часто это более оформленные и структурированные сообщения.
Частота слов в описании из профильных телеграм-чатов
Требования к учителям математики
Описания с hh.ru
Главное требование – наличие высшего педагогического образования. Менее популярные запросы к соискателям — это опыт работы в школе, опыт подготовки к экзаменам и наличие персонального компьютера (для проведения уроков онлайн). Независимая диагностика МЦКО требуется в 15% вакансий, также в 11% указывается на наличие категории. В небольшом количестве вакансий ищут преподавателя, способного совмещать преподавание математики и информатики.
В отличие от других предметов, встречаются вакансии, где в обязанности входит обучение взрослых, например для подготовки к экзаменам в вузах. В целом, вакансии охватывают все уровни образования и делятся на две большие группы: подготовка к экзаменам и сопровождение образовательного процесса.
Частота слов в описании требований к кандидату
Частота слов в описании обязанностей работника
Описания из телеграм-каналов
Вакансии
Учителей математики часто ищут без дополнительных вводных или в списке с другими вакансиями. Иногда указываются ступени или классы, на которые требуется преподаватель. Но зачастую указываются стандартные требования по сертификату МЦКО, отсутствию судимости и наличие профильного образования.
Резюме
Сообщения о поиске работы учителем математики также очень лаконичные. Часто соискатель указывает только предметы (математика/информатика) и район. Реже описывается стаж работы, успехи в олимпиадах или роль эксперта по проверке ОГЭ/ЕГЭ.
Частота слов в описании из профильных телеграм-чатов
Требования к учителям информатики
Описания с hh.ru
Самые частые запросы — это совмещения преподавания информатики и математики. Поэтому набор требований схож с теми, что предъявляются «математикам»: высшее педагогическое образование, диагностика МЦКО на высокий или экспертный уровень. Реже упоминаются либо наличие переподготовки на учителя, либо профильное образование в других сферах. Также указывается требования к наличию опыта преподавания школьникам/ репетиторства, опыт подготовки к ОГЭ и чуть реже к ЕГЭ.
Главным запросом в вакансиях является ликвидация дефицитов по предмету. За ним следует проведение уроков и подготовка к экзаменам, причем как индивидуально, так и в группах. Иногда в вакансии конкретно указывается запрос на обучение программированию.
Частота слов в описании требований к кандидату
Частота слов в описании обязанностей работника
Описания из телеграм-каналов
Вакансии
Учителей информатики ищут так же, как и учителей математики — в общем списке открывающихся вакансий. Часто рассматривают кандидатов на совмещение часов информатики и математики. Требования также строятся на формальном соответствии должности.
Резюме
Обычно указывается только предмет, опыт преподавания, классы преподавания и территориальные пожелания.
Вывод
Наиболее общие требования к кандидатам – формальные. Это наличие профильного образования или переподготовки, наличия сертификата МЦКО и опыта преподавания. Эти критерии становятся главными, хотя и так являются почти обязательными для ведения педагогической деятельности. Примечательно, что сертификаты МЦКО востребованы не только в вакансиях государственных школ, но встречаются как требование и у частных образовательных учреждений , в том числе дополнительного образования.
Однотипность описаний задач с hh.ru и частое использование общего требования «проведение занятий» при отсутствии более подробных требований к кандидатам может говорить о большой роли именно формальных критериев на первых этапах отбора. Точно такой же тренд наблюдается и в материалах запроса на кандидатов от государственных школ. В описаниях вакансий редко встречаются точечные запросы или конкретные характеристики преподавателя.
Фактически на первом шаге воронки основными критериями приглашения на собеседования является удовлетворение требований формальных критериев и подтверждение релевантного опыта работы. Соответственно существенно возрастает значимость собеседований с кандидатами.
- Основной отсев и выбор кандидатов происходит при личной встрече (на собеседовании), где оценить психолого-педагогические и предметные умения существенно проще для нанимателя.
- Приём на работу преподавателей (особенно в государственные образовательные организации) осуществляется на основании личного опыта и ощущений рекрутёра. (чью роль выполняют вероятнее всего сами директора школ и их заместители) Формальные инструменты оценки знаний и умений кандидатов на должность учителя — диагностика МЦКО.
*Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 № 3272-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста».
Подробнее о нормативных основаниях работы ЦНППМ читайте в материале «Нормативно-правовое регулирование системы научно-методического сопровождения педагогов».